Техника батик. Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае. фабрика-батика. Однако, родиной батика (в современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.
На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.
Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик, тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.
Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.
Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию.
Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.
В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин): ткань закрепляют на раме; карандашом наносится рисунок; Затем рисунок пропитывают резервом, оставляя свободными только те части, которые будут покрыты наиболее светлым слоем краски. После высыхания краски резерв снимается с помощью утюга; Затем краска закрепляется согласно инструкции; Потом на окрашенные и более темные участки снова наносится резервирующий раствор, и вся процедура повторяется. И так краска с резервом наносится слой за слоем, до тех пор, пока все оттенки (даже самые темные) не окажутся на ткани.
Техника холодного батика (резерв). Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме. Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне. Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена. Ткань оставляют до высыхания резерва. Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна. Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.
Техника узелкового батика (узлы). В этой технике берут ткань, складывают и начинают завязывать на ней узлы.
Сложить ткань по схеме, перевязать ниткой в нескольких местах, окрасить кисточкой по желанию, высушить (можно феном), разрезать нитки, развернуть ткань, прогладить горячим утюгом.
Узелковый батик - это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Для росписи узелковым батиком применяют разные несложные материалы и инструменты – это ткань, краска для батика, кисть .
Существует множество способов завязывания узлов.
Чтобы получить извилистые полоски, нужно воспользоваться так называемой «шланговой техникой» - ткань не завязывается узлами, а скручивается (как для отжима белья при стирке) и фиксируется по концам. Затем складывается вдвое, скручивается, как пряжа, связываются концы, крепко завязывается и стягивается нитками
Чтобы получить самый простой орнаментальный узор, необходимо кусок ткани присобрать в одном месте и обвязать веревкой или шнуром. После крашения образуется слегка извилистая светлая полоса.
Орнаментальные полосы. Сначала следует пометить композицию полос на ткани, а потом равномерно проложить стежки иголкой с ниткой по намеченным линиям, концы ниток стянуть, проследить, чтобы складки образовывались равномерно. Ткань присобрать, и по стянутым ниткой участкам ткани прочно перевязать шнуром или нитками. После крашения ткань промывают в теплой и холодной воде, разрезают и вытягивают нитки, ткань подсушивают и во влажном состоянии проглаживают.
Чтобы получить узор в клеточку, необходимо повторно сложить ткань «гармошкой» в противоположном направлении с одинаковой шириной складывания ткани, затем обвязать нитками. Клетчатый узор можно получить и одноразовым и многоразовым крашением. Ткань нужно сложить равномерно в одном, потом в другом направлении так, чтобы образовался квадрат. Рисунок квадрата можно получить и при помощи дощечек. Сложенную квадратом ткань зажимают между двумя дощечками и перевязывают. От того, насколько дощечки закрывают ткань, зависит размер белых квадратов на цветном фоне.
Более простым способом можно получить параллельные полосы, сложив ткань в виде плиссировки, замотав нитками. Более сложный узор получится если обмотать ткань в виде конуса. После крашения ткань тщательно промывают, и, если в рисунке нужны еще полоски другого цвета, ткань заново складывают так, чтобы места запланированных полосок были на сгибах ткани.
Красивые и сложные диагональные полосы получатся если по намеченным линиям ткань сложить в виде плиссировки и обмотать нитками
Если ткань сложить втрое, а затем; заплиссировать по диагонали и связать нитками, то после покраски мы получим красивый узор в виде елочки.
Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани, а затем его покрасив.
Наиболее распространенным узором является так называемая «лучистая розетка», которая в зависимости от способов ее перевязывания и крашения изменяет свой вид. Самую простую розетку можно получить, взяв ткань за середину и обвязав в нужных местах. Более сложные розетки получаются, если прошить ткань и стянуть по намеченному рисунку в виде кругов, квадратов, или в виде других форм (зигзагообразных и т.д.).
Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы - горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие — эти предметы не должны линять. Обматываем любой из этих предметов тканью и затягиваем нитками. Можно красить в несколько цветов: после первого крашения снова обматываем нитками и красим в более темный цвет.
Цветовой круг - основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.
Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе.
Основные цвета - красный, желтый, синий. В цветовом круге они соединены треугольником основных цветов. Эти цвета являются основными, так как не могут быть образованы или получены смешением других цветов. От смешения основных цветов образуются вторичные (производные):
красный + желтый = оранжевый
красный + синий= фиолетовый
желтый + синий = зеленый
Производные цвета объединены треугольником производных цветов. Третичные цвета (основной + вторичный).
Существуют определенные способы комбинации цветов цветового круга.
Дополнительные - эти цвета друг напротив друга на цветовом круге
Аналогичные - эти цвета расположены рядом друг с другом на цветовом круге. Они хорошо сочетаются и создают спокойный и комфортный дизайн
Классическая триада - используются цвета, которые равномерно распределены по всему цветовому кругу
Контрастная триада - хоть и контрастная, но для новичков считается оптимальной, ее сложно испортить
Гармония четырех цветов - такой вариант лучше будет работать, если главным, доминирующим будет лишь один из цветов